История златоустовской гравюры

Чудесным поясом в изумрудах лесов, сини озер и завораживающем блеске самоцветов простирается с севера на юг страна гор - Урал. О несметных богатствах его недр, о могучем таланте его мастеров сложены сказы и предания.
История златоустовской гравюры

Некогда населяли Урал древние арии-прародители индоевропейской цивилизации. Здесь процветали металлургия и астрономия, искусство художественной обработки металла - бронзы, камня - яшмы, дерева, кости, было развито ковроткачество. Ремеслам и науке древние жители Урала уделяли большое внимание. Аркаим, по мнению ученых, старше Трои.

Прошли тысячелетия, но дух творчества и созидания не исчез, не покинул наш край. В одном из живописных уголков Урала талантом и мастерством художников и оружейников XIX в. родилось уникальное искусство, известное во всем мире как Златоустовская гравюра на металле.

Два с половиной века тому назад небольшой заводской поселок на реке Аи нарекли именем православного просветителя и богослова Иоанна Златоуста. Городу, что вырос на границе Европы и Азии, была определена особая судьба. Два континента, два мощных культурных потока гармонично соединили культуру Запада и Востока, Европы и России, представителей многих национальностей и вероисповеданий. Златоуст, как и все российские города, не миновали перипетии отечественной истории. Но город не менял своего имени, остался верен и своим традициям

Златоустовский завод, который дал жизнь городу, был основан в 1754 году тульским промышленником Мосоловым. Первоначально завод специализировался на выплавке чугуна, кричного железа и меди. Начало 19 столетия было ознаменовано для Златоуста и России в целом открытием секрета булатной стали и началом производства изделий из нее. В этот период Златоустовский завод становится центром Горного округа, объединившего крупнейшие заводы Южного Урала: Златоустовский, Артинский, Кусинский, Саткинский и Миасский.

Приезд в Златоуст и многогранная производственная и исследовательская деятельность ученого-металлурга Павла Петровича Аносова способствовали тому, что уральский завод вышел в число передовых оружейных и металлопроизводящих центров России и мира.

В 1815 году в Златоусте была открыта Оружейная фабрика, единственное официально действовавшее в России предприятие по выпуску холодного оружия. Возрастающая потребность царского двора, придворной и военной знати в украшенном оружии не могла удовлетворяться объемами продукции, выпускаемой заводами и кустарными мастерскими. России приходилось приобретать его в крупнейших оружейных центрах Западной Европы. В конце 18 столетия на Урале было определено место для строительства завода по производству холодного, в том числе и украшенного оружия. Центром по производству стал Златоуст, что было обусловлено наличием хорошей металлургической базы.

Златоустовские клинки славились благодаря необычной прочности стали и тщательности отделки. Наряду с форменным, боевым оружием - различными шпагами, палашами, саблями, кинжалами, ножами и другим, златоустовские мастера изготовляли украшенное наградное, подарочное и коллекционное оружие. На Оружейной фабрике сложился коллектив профессионалов - литейщиков, ковалей, полировщиков, художников-граверов, которые заложили основу Златоустовской школы художественной обработки металла.

Особых успехов в искусстве орнаментации клинков достигли художники-

граверы фабрики, с детских лет наблюдавшие за работой своих отцов и старших братьев: Иван Бушуев, Иван Боярышников и другие. Они-то и оставили нам замечательные образцы украшенного оружия, которое сегодня с полным правом можно назвать шедеврами. Имя мастера Бушуева овеяно легендой: он первым из художников украсил саблю «живыми», устремленными ввысь крылатыми коньками. Рисунок его «дышал жизнью», притягивал взор, излучал тепло и свет, будто часть пылкой души вложил Мастер в свое творение. Автора народ прозвал Иванко-Крылатко. Его крылатый конь обессмертил имя художника и словно на крыльях несет искусство уральских мастеров через время и пространство. Он взлетел и остался на гербе города Златоуста.

Охотничьи ножи и кинжалы, разнообразные столовые приборы и изысканное оружие, украшенное золотом, никелем, травлением, ювелирными камнями и самоцветами, находили ценителей повсюду в Российской империи и не имели себе равных. Златоустовское оружие XIX - начала XX веков в качестве ценных даров вручалось особо почитаемым и высоким гостям царствующей фамилии России. Российская армия и флот были обеспечены холодным строевым оружием. Среди заказчиков были члены царской семьи, столичная аристократия, гвардейские и армейские офицеры, офицеры флота, любители охоты. Коллекции и собрания Златоустовского оружия хранятся в крупнейших музеях России и некоторых столиц европейских государств, частных коллекциях.

Украшение изделия в технике златоустовской гравюры на металле требует строгого соблюдения технологии: нанесение рисунка кистью на поверхность предмета, гравировка стальной иглой, травление, гравировка резцом, никелирование, золочение. Для изготовления клинков любого вида оружия, как и в прежние времена, применяются высококачественные марки сталей.